Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
15:01 

курочка ряба и ее смысл в четырех томах

black_and_bright
Who's Afraid of Red, Yellow and Blue
никогда не понимала смысла этой сказки, и тут, чего-то меня загнало...
4 различные трактовки сказки, были еще и другие, но их я опустила по той причине, что они были ненастолько проработаны

www.hobbymaker.narod.ru/Fiction/08_Ryaba.htm

I. Не судите, да не судимы будете!

Многих людей, привыкших мыслить рационально, классические тексты русских народных сказок ставят я тупик. Но это не вина этих людей. И не их беда. Не надо чванится и смеяться над ними. Открыть им глаза и разъяснить им суть — вот как надлежит поступать в таких случаях человеку вежливому и пытливому.
В предыдущей своей публикации автор попытался растолковать самой широкой аудитории читателей истинный смысл сказки про Колобка. Теперь настала очередь другого классического текста: сказки про курочку Рябу.

II. Какой текст брать за основу?

Сложность с Рябой, прежде всего, заключается в том, что непонятно, какой текст считать каноническим. В разных книжках можно встретить самые разные варианты [2] . Дело осложняется ещё и тем, что к традиционным народным вариантам за последнее время было добавлено немало авторских версий. И лишь небольшая их часть сохраняет исходные смысл и суть оригинального текста. Многие же из них являются попросту издевательскими хохмами, созданными исключительно на потеху невзыскательному читателю [3]. Даже серьёзное с виду исследование «Кур Курей» [4] является на поверку всего лишь зубоскальством.

Нет, автор далёк от того, чтобы упрекать кого-либо. Цель вышесказанных слов — обозначить сложность проблемы.

Итак, на чём же остановиться? Что выбрать в качестве основного текста? Автор предпочёл тот вариант, который сам неоднократно слышал в детстве и который и поныне тиражируется различными издательствами. Текст этот таков:

Жили-были дед и баба. Была у них курочка Ряба.
Раз снесла курочка яичко да не простое, а золотое.
Дед бил-бил, не разбил.
Баба била-била, не разбила.
Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.
Плачет дед, плачет баба, а курочка говорит им:
«Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам другое яичко не золотое, а простое».

III. Суть противоречий
Думающие люди после прочтения сказки о курочке Рябе обычно задаются такими вопросами (см., например, [5]):

Зачем дед с бабой хотят разбить золотое яйцо?!
Почему, когда яйцо разбилось, и цель, вроде бы, достигнута — они плачут?!
На самом же деле никаких противоречий в тексте нет. Просто многие старинные тексты содержат скрытые смыслы, которые зачастую сокрыты в притчеобразной форме повествования. Сделано это неспроста. Древний автор надеялся, что умный человек задумается и постигнет тайную логику повествования. А дуракам наука не в прок. Но беда в том, что в наш стремительный век многие люди, стяжавшие учёность, тоже не всегда располагают времением для постижения скрытых смыслов. Что ж, попробуем разобраться вместе!

VI. О чём же повествует сказка?

Итак, пора расставить все точки над i. Прокомментируем текст сказки построчно.

1. Жили-были дед и баба. Была у них курочка Ряба.

Тут комментировать нечего. Это зачин, вводящий читателя в обстоятельства повествования. Следует лишь обратить внимание на то, что Ряба была у стариков, а не старики — у Рябы. То есть, с первой же строчки иерархия персонажей становится нам абсолютно ясна.

2. Раз снесла курочка яичко да не простое, а золотое.

Sic! Вот с этой-то строчки для многих людей и начинаются непонятки! По своей наивности они думают, что «снести» в данном контексте означает «произвести на свет». Но этот глагол многозначен! Попробуем использовать другое значение, и всё встанет на свои места.

Речь, очевидно, идёт о другом. В доме было золотое яйцо, которое старики хранили на «чёрный день». Возможно по своей ценности это яйцо во много раз превосходило яйца от Фаберже. Но наивной Рябе оно показалось вещью зряшной и бесполезной. Что, впрочем, естественно. Как ещё может отнестись курица к металлическому яйцу?

Что же она предпринимает? Несёт (сносит!) этот «бесполезный» предмет то ли в скупку, то ли в ломбард, то ли на толкучку. Цель её лучезарна. Она хочет помочь старикам превратить золотое яйцо в нечто с её точки зрения более ценное: в наличные деньги.

Святая простота! Хотела как лучше, а получилось… ну, вы сами знаете.

3. Дед бил-бил, не разбил.

Теперь и эта строчка становится нам понятной. Дед бъёт вовсе не яйцо! Даже в сказке трудно представить себе человека, не способного разбить куриного яйца!

На самом деле дед наказывает [бьёт] Рябу! И никакого иррационального супрематизма тут не наблюдается! Он по-родительски хочет научить её уму-разуму и передать ей свой жизненный опыт.

Что касается слов «не разбил», то, очевидно, это неправильно воспринятые на слух слова «не раз бил». Курочка не шибко умна, и деду приходится повторять свой урок несколько раз. В пользу такой трактовки говорят и дополнительные соображения: см. ниже про куриный интеллект в п. 6 и п.7.

4. Баба била-била, не разбила.

Баба не хочет отставать от деда. Сила её огорчения велика. И она присоединяется к воспитательному процессу. Опять же читать и понимать эту строчку надо так: «Баба била-била [курочку], не раз била».

5. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.

Чтобы понять смысл этой фразы, вспомним, где в данный момент находится золотое яйцо? Правильно. У барыг-торгашей, купивших у наивной Рябы по дешёвке золотое яйцо. Но, как говорят в народе, Бог шельму метит! Неотвратимое возмездие материализуется в виде мыши, посланной самим провидением.

Судьба, будто под звуки Пятой симфонии Бетховена, врывается в дом обманщиков: мышь разбивает яйцо, приводя его стоимость к цене золотого лома. Зло наказано! Жуликам не удалось нажиться на куриной простоте. Очевидно, осколки стоят ровно столько, сколько скупщики за него и заплатили курочке. И ни копейкой больше!

Торжество справедливости и неотвратимость возмездия — вот истинный смысл сказки!

6. Плачет дед, плачет баба…

Повествование вновь возвращается в избушку стариков. Они плачут. Но не от того, что им жалко золотого яйца! Ведь Ряба принесла им за него деньги. И хоть и не рыночный эквивалент ювелирного изделия, но сумму всё же, судя по всему, немалую.

Плачут старики потому, что внезапно им открывается простая истина: их любимая курочка беспробудно глупа! Дед и баба не вечны. Как же тяжело будет жить Рябе на этом свете, когда их не станет! Мысль об этом не может не вызвать горючих слёз! В этом-то и заключается подлинная трагедия стариков!

7. …а курочка говорит им: «Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам другое яичко не золотое, а простое».

Курочка — наивное дитя природы, святая простота, поборник естественных ценностей! Она, как может, успокаивает стариков. Вот тут уже слово «снести» употреблено в другом, в «курином» смысле. Ряба как бы говорит: не переживайте, с голоду не помрёте, уж яйцами-то я вас обеспечу.

С другой стороны мы видим, что урок стариков не пошёл Рябе впрок. Она так ничего и не поняла. Но что вы хотите от курицы?! Недаром ведь в народе существует выражение «куриные мозги»!

Неизвестный автор по-доброму относится к Рябе. Не случайно он называет её «курочка», а не «курица» и не «кура»! Но иллюзий в отношении куриного интеллекта быть не может! В этом сокрыт и урок для всех нас: дурака учить — только время зря тратить!

* * *
Итак, всё встало на свои места. Смысл восстановлен. Выводы сделаны. Всё. Точка. Абзац. Возврат каретки.

tsarev-alex.livejournal.com/154799.html
Однажды молодая мама спросила: "Друзья, объясните смысл сказки про «курочку Рябу», какова мораль, так сказать?" Неожиданно невинный вопрос попал в топ по комментариям:

Пессимист: Если не везет, то даже курица, несущая золотые яйца, без толку! Вот и весь смысл, а вообще грустно все это.

Оптимист: Никогда не надо отчаиваться. Все наладится! Не будет золотого яйца, получите простое - вкусное и питательное. Вот о чем эта замечательная сказка!

Реалист: у меня куриная ферма на Колыме, спасибо натолкнули на интересные мысли!

Комментатор: Не читал, но, думаю, что смысл тут скрыт огромный. Кстати, поучаствуйте в моей дискуссии вот тут и еще вот тут.

Барышня1: Всем офисом подстолом. Это же надо не просечь мораль Рябы!

Барышня 2: Спасибо, заставили задуматься. Ведь у меня самой была такая ситуация, правда без куриц и яиц. Всю ночь не спала…Кстати, а в чем же мораль сказки?

Барышня 3: Это мой первый опыт анализа. Но я, как психолог (курсы, книги) считаю, что у описанной семьи проблемы с алкоголем. Говорящая курица, золотые яйца, - все это внушает тревогу. Я бы поработала с этой семьей. Конечно, бесплатно.

Евгений Гришковец: комментарий удален пользователем «Ряба» за флуд.

Александр Царев: скорее пиарьте мои 20 самых популярных фраз при случайном разбивании золотого яйца!

Умеренный патриот: Смысл, как водится прост. В кои-то веки у русского народа появилось что-то ценное, как это из его рук вырвали мелкие грызуны-большевики. Пришлось довольствоваться как всегда малым, «простым яичком». К чему это привело, мы, увы, очень хорошо видим.

Патриот: «Ряба, кто такая эта Гяба, намек прозрачный. Жиды, что-то там высидели, и вряд ли это было «золотое яичко»; коммунисты это все пустили по ветру, а русский народ сидит и слезы льет»

Агрессивный патриот: Ненавижу, гадливые твари, давайте разбирайте еврейские сказки про сбежавшую мацу, а в наши не лезьте своими грязными лапами! Слабо?

Сталинист: а вот за рябого какая-то мразь сейчас точно по яйцам получит.

Коммунист: А мораль то проста. Не в деньгах счастье, а в справедливом распределении необходимого минимума и уверенности в завтрашнем дне. Даже для пожилых людей. Будет день – будет и яйцо каждой советской семье.

Друг СССР: Такая добрая спокойная сказка могла появиться только в Советском Союзе. Яйа несутся точно по плану, каждый день. У стариков почет и уважение, наверняка достойная пенсия и заначка на сберкнижке. Все понятно и стабильно. Заметьте, в сказке нет ни одного отрицательного героя. Даже мышка и та положительная. Вот вы боитесь мышку? Конечно, не боитесь, а вот стозубого монстра-мутанта черепашку-ниндзя, хватающего всех за яйца? То-то и оно.

Враг СССР: Такая сказка могла появиться только в Советском Союзе. Семья несчастных стариков чуть ли не целиком зависит от домашних животных. Точнее – от обыкновенной курицы! Что это, как не ужасающая совковая бедность? Найденный случайно клад они не могут «разбить», т.е. легализовать, обменять на продукты питания, и вынуждены в конце концов избавиться от него. Совкам придется ждать «простого яичка» на двух пожилых людей! А что впереди? Тоскливая старость в погибающей деревне и беседы с курицей!

Леонид Каганов: Боян, смотри мой пост за 01.04.1896 года

Дмитрий Быков: Неловко вмешиваться в такую острую дискуссию, но я бы рекомендовал действительно интересующимся этой темой людям свой трехтомник «КуРя»-«Разбиватель»-«Рябая Ряба России». Думающим людям станет все понятно.

Психоаналитик: Какая бездна материала для анализа! Курочка Ряба – нелюбимая затравленная дочь в кольцевом синдроме рябушки?, мышка, как квинтессенция наведенной депрессивной случайности?, утрата маскулинности деда под влиянием эдипова комплекса в эзоповой интерпретации. Добро пожаловать в мой дневник!

Сионист:
какая нация, такие и сказки. Вроде бы состоявшиеся люди, а зависят от курицы и мышки? Чему такая нация может научить своих детей? Я в шоке. А бить золотые яйца, фаберже на них нет!
Эмигрант: невыносимо было жить в стране со столь безумными и тупиковыми сказками. Никакого просвета, никакой конкуренции, сплошной авось и разруха. Дожить до старости, чтобы молиться курице и вздрагивать от каждой курицы! Поэтому я и уехал. Кстати, здесь хорошо!

Артемий Лебедев: У курицы нет сисек. Тема сисек не раскрыта. Сказка – говно.

Наталья Радулова: Закат мужской цифилизиации, тупик самоидентификации и кризис среднего возраста в одном флаконе. Три основных герой сказки – женщины! Да что там говорить – всю сказку с переменным успехом бьют по яйам. И даже золотые яйца иногда трещат.

Либерал: Внизу – власть тьмы. Можно ли о русском народе сказать точнее и жестче, чем в «Рябе»? Вдумайтесь, судьбой народа (дед да баба) командует КУРИЦА? А судьба зависит от мыши. Полная покорность и отказ от принятия решений. Хорошо и так? Так будьте же рабами, не способными добыть золото из под ног и дальше!

Фрицморген: А вы бы устояли перед соблазном не тронуть золотое яйцо? Хотите я докажу вам, что нет, а курица в четыре раза умнее любого из вас?

Алекс Левитас: Смысл сказки прозрачен, как листинг нормальной биржи. Мало получить капитал, нужно его еще сохранить. Записывайтесь ко мне не тренинг и скоро ваша диета будет состоять не только из простых яиц. Кстати, не обязательно ждать старости, начни инвестировать прямо сейчас.

Вассерман: Было бы непростительным допущением и упрощением рассматривать возможность допущения образования сферических золотосодержазих тел со столь высоким содержанием золота, чтобы их можно было отнести к золотым. Это же элементарно. Простая формула , которую я без труда набросаю за пару часов, подтвердит это и математически. Какие же тут морали, аморальность получается сплошная.

Татьяна Толстая: Несчастный русский народ. Ждать истово чуда, чтобы потом пытаться разбить его. А впрочем, стоит ли жалеть такой народ? Мораль же басни проста до небесной прозрачности – создавай и будь в ответе за мир вокруг себя.

Барышня 4: Прочитала благодаря вам сказу, здорово! Если есть еще интересные наводки на интересные художественные произведения, обязательно пишите!
UPD
Серьезный читатель pchapskijj : Не понимал этой сказки ни в детстве, ни сейчас. Во-первых, зачем разбивать золотое яйцо, если целое, как ювелирное изделие, оно гораздо ценнее? Во-вторых, это что за мышка-кунгфуистка, которая ударом хвоста разбила то, что дед не смог разбить молотком? В-третьих, ну разбилось оно, и что? Они же сами этого добивались! А если даже они осознали, что разбивать его не стоило, все равно обломки можно выгодно продать! В-четвертых, Помните, как курочка успокаивает стариков? "Я снесу вам новое яичко, не золотое, а простое". Успокоила, да? Она бы посчитала, сколько простых яиц можно купить за одно золотое! Одним словом - мозги куриные.

Борис Немцов: Смысл сказки прозрачный и очень неприятный для нынешней власти. Во первых власть престарелая и засидевшаяся. Доит простой народ и землю в лице Рябы. Но много ли толку. Даже 7 "золотых" лет не пошли им на пользу. Что они делали все это время? Продавали золотые яйца, превращали их в шедевры Фаьберже? Фиг, они даже сломать их толком не смогли! Малейшее колебание коньюнктуры и все пошло прахом. Выживая теперь всей семьей на скудный паек.

Нелебедев: новый конкурс от нового героя ЖЖ. Шлите мне свои фото яиц и я вас распиарю как следует!

Рекламный бот: Эй, дед, жаркие курочки ждут тебя и твои золотые... Подробности тут и тут.

Новичок в ЖЖ: Люди, что за ерунду вы все пишете! Это же простая и мудрая сказка о том, что нужно довольствоваться малым и радоваться ему. И тогда судьба обязательно даст пропитание и надежду.

Завсегдатай ЖЖ: to Паследнему каминтатору - Убей себя апстену вместе с яйцами, Капитан Очевидность. А вообще - боян, это Леня Каганов еще в 1896 написал

shkolazhizni.ru/archive/0/n-24782/
«Золотое яичко» (в пересказе Ушинского – «Курочка Ряба») – пожалуй, самая парадоксальная сказка из всех русских сказок. В очень коротком тексте видятся сплошные противоречия: дед и баба пытаются разбить яичко, но безуспешно. Когда же мышка хвостиком махнула и яичко упало и разбилось, дед и баба вместо того, чтобы радоваться, что цель достигнута, яичко разбито, почему-то плачут. Самое загадочное – утешение курочки, что она снесет другое яичко, «не золотое – простое». Почему не золотое взамен разбитого? Парадокс!

Почему Ушинский выбрал именно этот абсурдный, парадоксальный вариант сказки? Почему именно этот вариант получил наибольшее распространение? Какова мораль этой сказки? Максимально упрощенная трактовка «золотого яйца» как золота, богатства, буржуазности? Если взять во внимание, что Ушинский создал свою хрестоматию «Родное слово», в которой была напечатана эта сказка в его обработке для начальной школы, в которой учились, естественно, дети бедных людей, то логично, что можно усматривать смысл сказки в воспитании презрения к богатству: мол, надо довольствоваться малым.

Не всё так просто обстояло с «Курочкой Рябой» в 20-е годы при Советской власти. Так, Деткомиссия при ГУСе высказывалась против напечатания «Курочки Рябы», в то время как Комиссия при Главсоцвосе, наоборот, включила эту сказку в список одобренной литературы по темам ГУСа. А.В. Луначарский, возглавлявший тогда Наркомпрос, которому подчинялись все три ведомства, потребовал объяснений, и они были доставлены Главсоцвосом: «Сказка «Курочка Ряба» помещена в ряде книг для чтения, предназначенных для первых классов сельских школ. Дело педагогов объяснить детям, что золотых яиц куры не несут, и деревенские дети сами это прекрасно знают».

Примечание: ГУС – это Главный ученый совет при Наркомпросе, созданный в 1919 году. Без его предварительной санкции не могла выйти в 20-х годах ни одна детская или учебная книга. Главсоцвос – Главное управление по социальному воспитанию при том же Наркомате, которое рекомендовало или запрещало уже вышедшие книги «для употребления» в школе. Чиновники из двух этих учреждений, соревнуясь между собой, порой расходились во мнениях.

Сказка о курочке Рябе и золотом яичке имеет более полутора десятков вариантов, где присутствуют несколько различных персонажей: дед с бабой или одна старушка, курочка рябая или чёрно-пёстрая, которая сносит яичко или простое или золотое, или неведомо какое, а то и «пёстро, востро, костяно, мудрено». В четырёх лишь сказках дед с бабой пытаются разбить яйцо и плачут, когда его разбивает мышка. И в этом вся загадка, над которой мучается не одно поколение взрослых людей: почему дед с бабой плачут, если сами же хотели яйцо разбить? Вот задача из задач!

Также во многих вариантах сказки происходят странные вещи: почему-то, после того как мышка разбивает яйцо, начинается конец света. В этих вариантах появляются такие персонажи, как поп, попадья, дьячок, то есть представители религиозного культа.

Сказку «Курочка Ряба» принято относить к сказкам о животных. И это очень странная классификация. Многие исследователи сказки с этим не соглашаются и видят в этом сказочном сюжете отражение древнего знания славянских народов. Например, Топоров В.Н. считает, что сюжет сказки содержит мотив, который восходит к мифологическим представлениям многих народов, в том числе и славян. Речь идёт о мотиве Мирового Яйца, которое раскалывает мифологический герой. Из Мирового Яйца возник мир в целом или отдельные его части (небо, земля, и т.п.). Топоров считает, что сказка про курочку Рябу является вырожденным вариантом этого мифологического представления.

Чего только не находят в этой невинной сказке в обработке великого педагога К.Д. Ушинского, которая с 1864 года будоражит сознание родителей. На этой почве родилось множество версий.

Изучив массу материала, касающегося сказки «Курочка Ряба», и не найдя верного ответа на вопрос, почему великий русский педагог Ушинский навязал нашим детям именно этот вариант сказки, я решила встать на точку зрения Ушинского и посмотреть на сказку глазами детей:

1. Дано: курочка Ряба снесла золотое яичко. Дети не будут вдаваться ни в какие космогонические мифы и скажут: так не бывает, куры золотых яиц не несут, это неправда. Но они принимают это, потому что в сказке всякое бывает, а это сказка.

2. Глупые, с точки зрения взрослых, дед и баба пытаются разбить золотое яйцо вместо того, чтобы тащить его продавать. С точки зрения ребёнка дед и баба получили в подарок от курочки Рябы игрушку – золотое яйцо. Если ребёнок получает подарок, у него в первую очередь возникает желание посмотреть: а что же там внутри? И он, естественно, пытается подарок раскурочить. Ну, не всегда получается.

3. Мышка яйцо разбивает. Дед и баба, которые пытались разбить яйцо, вдруг плачут, когда мышка разбивает его. Вроде бы, они хотели этого, так чего ж они ревут? Хотеть-то хотели, да хотели САМИ его разбить. Представьте ребёнка: кто-то сломал его игрушку. Его реакция? Естественно, плач. Пусть он хотел сломать игрушку, но он хотел САМ сломать, а если ломает кто-то другой, ему становится обидно, что не сам сломал, а с другой стороны, становится жалко игрушку.

4. Курочка обещает деду с бабкой взамен золотого яйца снести простое. Ну, нашла чем утешить, – скажет взрослый. Но сказка эта детская, для детей. И дети вполне удовлетворены таким ответом курочки. Это им ясно и понятно: курочки несут простые яички, а не золотые.

transmission.lenin.ru/Shekhovtsov-Ryaba.html
Курочка Ряба:
традиционалистский анализ русской народной сказки

1. Жили-были дед да баба,
2. У них была курочка ряба.
3. Снесла курочка яичко:
4. Пестрó, вострó, костянó, мудренó, -
5. Посадила яичко в осиновое дупёлко,
6. В кут1 под лавку.
7. Мышка бежала, хвостом вернула,
8. Яичко приломала.
9. Об этом яичке дед стал плакать,
10. Бабка рыдать, вереи2 хохотать,
11. Курицы летать, ворота скрипеть,
12. Сор под порогом закýрился,
13. Двери побутусились3, тын4 рассыпался,
14. Верх на избе зашатался...
15. А курочка ряба им говорит:
16. - Дед не плачь, бабка не рыдай,
17. Куры не летайте,
18. Ворота не скрипите, сор под порогом
19. Не закуривайся,
20. Тын не рассыпайся,
21. Верх на избе не шатайся -
22. Снесу вам еще яичко:
23. Пестрó, вострó, костянó, мудренó,
24. Яичко не простое - золотое.

1. Кут - угол в избе, прилавок, ларь, в котором зимой держали кур.
2. Вереи - столбы, на которые навешивались ворота.
3. Побутусились - выпятились, выгнулись, распузатились.
4. Тын - деревянный сплошной забор, частокол.

Сказка "Курочка Ряба" является интереснейшим текстом, в котором можно увидеть несколько мифов, связанных с космогонией, эсхатологией и традиционалистской цикличностью эпох.

Строки 2-3, 5-8. Курочка Ряба откладывает яйцо. Мышь задевает его хвостом и разбивает
В древнегреческом пеласгическом мифе о сотворении мира Эвринома - богиня всего сущего - восстала из Хаоса и зачала от северного ветра Борея, представшего в образе змея Офиона. Эвринома, превратившись в утку, отложила Мировое яйцо на волны. По ее просьбе змей Офион обвился вокруг яйца семь раз и высиживал его до тех пор, пока оно не разбилось и из него не появилось "все то, что только существует на свете"1.

Образ птицы, которая сносит Мировое яйцо (в частности на воду), довольно распространен в мировой мифологии. Приведем лишь несколько примеров. В "Калевале" описывается, как утка, "дочь воздушного пространства", зачала от восточного ветра и снесла на колено матери воды Ильматар несколько яиц. Яйца, в конце концов, разбились и из их обломков родился мир2. Подобную космогоническую символику можно найти и в мифологии Коми.

В индуизме божественная птица сносит на изначальные воды Космическое яйцо, из которого возник Брахма3, а в древнеиндийской мифологии золотой зародыш - Хираньягарбха - является первоначальной формой Праджапати, создателя Вселенной4.

В Ветхом Завете тоже присутствуют отголоски этого архаичного мифа: "Дух Божий носился над водою" (Быт. 1:2). На это соответствие указывается и в "Толковой Библии" под редакцией профессора богословия Лопухина А.П.: "Самое действие Св. Духа на хаос уподобляется здесь действию птицы, сидящей в гнезде на яйцах и согревающей их своею теплотой для пробуждения в них жизни"5.

Связь птицы и мирового яйца можно также проследить и в древнеегипетской мифологии: в гермопольской космогонии белый гусь "Великий Гоготун", воплощение бога земли Себа, сносит яйцо, из которого рождается бог солнца Ра6.

В сказке "Курочка Ряба" яйцо разбивается мышью. Мышь - крайне символичный образ в мифологии. В странах Средиземноморья - Египте, Палестине, Греции - считалось, что мышь родилась из земли. Действительно, многие исследователи указывают на хтоническую символику мыши, которая находит свое подтверждение и в языке: крыса (русск.) - hruse (др.-англ. "земля") - кирза (русск. диал. "верхний слой земли"), а также: geli- (индо-европейск. праязык "мышь") - qela (лидийск. "земля"). Таким же символичным является и другое хтоническое животное - змея. В этом смысле мышь и змея уравниваются (Сравните: щур (русск. диал. "крыса") - червь (русск.), а также: sorex (лат. "мышь") - sauroz (греч. "ящерица > "змея")7.

Таким образом, сравнив начало анализируемой сказки и пеласгический миф творения, мы увидели идентичность логических построений:

Эвринома в образе голубки → Мировое Яйцо ← Борей/Офион
Курочка Ряба → яйцо ← мышь

Это позволяет сделать нам вывод, что образ курочки Рябы, сносящей яйцо, разбиваемое затем хтоническим животным мышью, является ни чем иным, как упрощенным описанием космогонического мифа, сходного с пеласгическим.

Строки 9-14. Последствия
Далее в тексте сказки мы уже не видим продолжения обычного космогонического мифа, однако символика происходящего становится сложнее. После того, как яйцо разбилось, начался эсхатологический хаос, на описание которого в большой мере повлияло описание апокалипсиса в "Откровении Иоанна": человеческий плач (строки 9-10), горящая земля и дым (строка 12), землетрясение (строки 11, 13-14). Мы также встречаем интереснейшую деталь в строке 10, на которой остановимся подробнее.

Несмотря на царящий хаос, сопровождающий умирание мира, мы сталкиваемся с тем, что "вереи хохочут". "Вереями" в старину называли столбы, на которые вешали ворота. Столбы также имеют несколько символических значений, но из этого множества нас интересует сакральное значение столба, которое нашло отражение в языке: columna (лат. "столб", русск. "колонна") - кол (русск.) - kel (осет. "гореть, сиять")+lumen (лат. "свет") - caelum (лат. "небо")8. Столб также является одним из древнейших объектов поклонения; с момента принятия христианства на Руси столбы стали отождествляться со злом, так как им поклонялись язычники. Таким образом "хохот верей" может отождествляться со смехом зла, вызванным картиной разрушения мира и человеческого горя.

Однако существует еще одно значение столба, как символа, которое проливает свет на собственно предмет нашего небольшого исследования. Сакральное значение столба также связано со смертью и возрождением - обновлением Вселенной: swir (др.-англ. "столб") - wer (др.-англ. "сосуд, бездна") - верея (русск. "столб") - wir (тохарский язык А "новый, молодой")9. Похожее сочетание значений имеет и слово "смех". С одной стороны: mer- (индо-европейск. праязык "умирать") - смерть (русск.) - смех (русск.), а также ridere (лат. "смеяться") - ri(th) (авест. "смерть"); с другой стороны: ridere (лат. "смеяться") - родить (русск.) - ret- (др.-инд. "мужское семя")10.

Итак, мы видим, что "хохот верей" имеет не только значение смеха зла, но и указание на обновление мира. Это доказывается также и дальнейшим анализом текста. Кроме апокалиптических деталей, в строках 11, 13 и 14 мы встречаем следующее описание происходящего: "курицы летают, ворота скрипят, двери побутусились, верх на избе зашатался". Создается впечатление, что на избу обрушился сильнейший шквал ветра. Оставим за рамками нашего анализа направление ветра - северное, восточное или какое-либо другое - предположим лишь, что этот ветер заполнил дом - на это указывает слово "бутуситься", что означает "выпятиться, распузатиться". Этот ветер оплодотворяет курочку Рябу: в строках 16-24 она успокаивает людей, животных и неодушевленные объекты и говорит, что снесет другое яйцо - золотое. Таким образом, в конце сказки дается намек на повторение космогонического мифа, только мир, на этот раз обещанный курочкой Рябой совсем иной.

Вновь обратившись к древнегреческой мифологии, мы увидим, что греки делили время существования человечества на несколько эпох: золотую, серебряную, медную и железную11. Нелишне будет напомнить, что под данным делением древние греки имели в виду деградацию человечества - от Золотого века, когда люди жили в согласии с Богами долго и счастливо, не задумываясь о невзгодах и смерти, до Железного века, где люди проживают короткую жизнь, наполненную злобой, алчбой, распутством и несправедливостью. Подобного же деления придерживались и древние индусы: четыре Юги - Сатиа Юга, Трета Юга, Двапара Юга и Кали Юга составляют Манвантарный цикл, где Кали Юга соответствует Железному веку и описывается практически идентично: добродетель приходит в полный упадок, праведники бедствуют, преступники процветают12. "Нисходящее движение проявления и, следовательно, выражаемого им цикла, осуществляющееся от позитивного или сущностного полюса существования и до его негативного или субстанциального полюса"13. Кали Юга - конечная часть Манвантарного цикла, ""искра бытия" в рамках становления исчерпывается, выветривается, и тогда возникает особая ситуация конца времен, апокалипсис". За этой "особой ситуацией" следует новый цикл, мир вновь переходит в Золотую эпоху, носящую у индусов название Сатиа Юги. Золотое яйцо, обещанное курочкой Рябой людям, животным и остальному миру, и является этой эпохой, когда люди вновь будут жить в согласии с Богами и природой.

Теперь, когда мы полностью проанализировали текст сказки, мы можем восстановить ее довольно простой символический смысл:
Курочка Ряба сносит яйцо, обозначающее мир в четвертую Железную эпоху. Хтоническое существо мышь разбивает это яйцо, таким образом, завершая Кали Югу. В результате наступает конец времен, абсолютная энтропия, уничтожение мира. Однако хаос, который также можно назвать вселенским бардо, не существует вечно; он завершается началом Золотой эпохи, Сатиа Югой, новым циклом Манвантары.

@темы: Recycler, Травмы детства

URL
Комментарии
2009-06-09 в 18:14 

Bellschauspieler
О семантике" Смысл до нас доходит через слово. Но до нас доходит через слово.(с)Николай Голь
Чудесно.Первая версия -это вроде бы Клюев?

2009-06-09 в 18:50 

black_and_bright
Who's Afraid of Red, Yellow and Blue
Bellschauspieler , возможно...
у первого товарища много всевозможных трактовок на разные сказки)

URL
2009-06-10 в 15:15 

Bellschauspieler
О семантике" Смысл до нас доходит через слово. Но до нас доходит через слово.(с)Николай Голь
black_and_bright
Я даже знаю из какой книги.)
А вообще 3ю и 4ю просто какие-то порождения нашего питерского филфака писали))

2009-06-11 в 13:49 

black_and_bright
Who's Afraid of Red, Yellow and Blue
Bellschauspieler , однако прикольные черти у вас на филфаке водятся)

URL
2009-06-11 в 20:37 

Bellschauspieler
О семантике" Смысл до нас доходит через слово. Но до нас доходит через слово.(с)Николай Голь
black_and_bright

В тихом омуте черти водятся.А в шумном оводе вообще огогого

2009-06-12 в 14:32 

Bellschauspieler
О семантике" Смысл до нас доходит через слово. Но до нас доходит через слово.(с)Николай Голь
оводе

*омуте.прошу прощения.это было на четвертые бессонные сутки)

2009-06-12 в 14:36 

black_and_bright
Who's Afraid of Red, Yellow and Blue
Bellschauspieler , я поняла)

URL
2010-01-31 в 20:09 

На самом деле "Сказка про курочку Рябу" это ни что иное как рассказ о смене дня и ночи.
Там всё элементрано: Золотое яйцо-солнце,мышь(земля)-разбивает,съедает солнце,ведь на закате тоже кажется, что земля пожерает солнце.
Ряба как начало всех начал говорит людям " не переживайте ,я вам новое снесу( не волнуйтесь придёт утро и будет солнце)

URL
2010-01-31 в 20:14 

black_and_bright
Who's Afraid of Red, Yellow and Blue
Гость , блин, реально круто...
наверное так и есть))))
как любая истина - все просто так, что дальше некуда.
Гость - огромное спасибо...
это то, что я ждала услышать долгие годы (это все объясняет, жаль, что я сама не смогла додуматься((( )

URL
2010-02-28 в 12:27 

Привет!
Интересная трактовка про то, что дед "бил" курочку, а не яйцо, здорово. Но там дальше, используется слово с тем же корнем, когда яйцо "упало и разбилось". Скорее всего сказка дошла до нас в искаженном виде, поэтому и логические нестыковки, спасибо что обратили на них внимание, я не замечал :)

Моя знакомая тоже интересно рассматривает эту сказку, посмотрите:
kompas-zemnoj.livejournal.com/119691.html

URL
   

-ESSENSIA-

главная